Праздник Покрова́ Пресвятой Богородицы
1. История праздника
Этот великий праздник восходит к событию, совершившемуся в Константинополе в X веке. Тогда Царьград был осаждён врагами – по одним источникам, это были мусульмане, по другим – наши предки, русы-язычники. Правил тогда император Лев VI Мудрый. 14 октября 910 года в осаждённом Константинополе, в воскресенье (как и в этом году) во Влахернском храме шло всенощное бдение. Известный святой, блаженный Андрей (родом славянин) во время молитвы возвёл глазу к небу и увидел Пресвятую Богородицу на облаке, окружённую сонмом ангелов, с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Златоустом. Божья Матерь простёрла над молящимися свой омофор (головной плат). О событии Покрова Пресвятой Богородицы имеется свидетельство в «Голубиной книге» – древнейшем письменном памятнике Киевской Руси:
"Подошли враги к царству Грецкому, Угрожают ему войной – гибелью; Обложенные пришли в Божий храм, Плачут – молятся, просят помощи. Услышала Мать Божия молитву их, Она сошла с небес во Божию церковь. <…> И вознесла Пречистая молитвенный глас Ко своему Сыну ко распятому, Всех людей благодетелю и защитнику: "Сыне мой, Исусе мой! Услыши ты нас с высоты небес, Защити и нас, грешных людей!" В руках Богородицы был омофор святой: Омофором тем покрыла она Благодатныим души скорбные".
Святой Андрей и его ученик Епифаний рассказал об этом чуде молящимся, и эта весть вызвала всенародное ликование: Матерь Божья Сама является заступницей всех верных христиан и не даст их в обиду неверным. Так и получилось: враг отступил, и каждый раз при подступе противника к Царьграду горожане молились Богородице и обносили крестным ходом Её омофор вокруг города. И всегда, когда вера народная была крепкой, враг отступал.
2. Покров на Руси.
На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы славился гораздо больше, чем в Византии, откуда произошёл. Возможно, именно русичи-язычники тогда напали на христианское царство и были свидетелями заступничества Пресвятой Богородицы. Вернувшись на северную Родину, они сохранили память об этом чуде и передали своим потомкам, 80 лет спустя принявшим Святой Крещение (988 г.).
Несмотря на популярные ныне заявления безбожников и неоязычников о принудительности Крещения Руси, источники показывают нам, что ещё до равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги на Руси было множество христиан, стояли величественные храмы. Уже началась собственно русская христианская история, написанная кровью первых русских мучеников, варягов Фёдора и Иоанна. Также, источники свидетельствуют, что русичи, в отличие от славян западных и северных, восприняли Крещение легко. Вера Христова утвердилась и распространилась быстро, потому что русичи уже были готовы к ней, достаточно возросли духовно. События Покрова Пресвятой Богородицы, возможно, сыграли свою роль в этой подготовке ко Крещению Руси. Век спусти после Крещения на нашей земле уже высились прекрасные храмы (некоторые из которых стоят и поныне), появились целые школы собственного храмоздательства и иконописи. Было устроено множество монастырей, было активным паломничество, имелись собственные знаменитые духовные писатели, богословы и проповедники. Предки наши не просто переняли от греков Веру Христианскую, но разожгли её огонь так ярко, как никто ни до, ни после них. Это и дало право Руси именоваться Третьим Римом – последней твердыней Христианства после Рима Латинского и Рима Второго – Константинополя.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы на Руси был учреждён стараниями св. Князя Андрея Боголюбского. Он перенёс столицу Руси из Киева во Владимир, при этом прославив и великую святыню – Владимирскую икону Божьей Матери. Андрей Боголюбский построил множество дивных храмов, самым прекрасным из которых, самим воплощением христианства в камне, является храм Покрова на Нерли, в 15 минутах езды от Владимира.
Значимость праздника Покрова Пресвятой Богородица проявляется и в большом количестве храмов, освящённых в честь этого праздника, самым величественным из которых, символом всей нашей Родины, является московский храм Покрова-на-Рву, известный больше как Собор Василия Блаженного.
Праздник покрова для наших предков был вехой, разделявшей лето и зиму. Считалось, что к этому дню нужно было окончить все полевые работы. Часто на Покров в центральной полосе России выпадал первый снег, символически покрывая уставшую от летней страды землю. Существовало множество погодных примет, по которым предки измеряли, насколько суровой будет наступающая зима и насколько плодородным – будущее лето.
Не только со снежным покровом соединялся в сознании предков день Покрова Богородицы. Омофор Пресвятой Богородицы связывался с женским покрывалом, головным платком, которым покрывалась невеста во время Венчания. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придёт Покров, девке голову покроет". Начиная с праздника Покрова, на Руси игралось множество свадеб. Считалось, что сама Богородица особо благословляет в эти дни пойти под венец.
Парадоксально ли, что на Руси праздник Покрова почитался и почитается больше, чем в Греции? Нужно вспомнить особенности нашей истории, цивилизационные встряски, грозившие уничтожить само имя русского народа; многочисленные нашествия инородцев и иноверцев; правление врагов Веры Христовой, старавшихся уничтожить корни русского народа, саму Традицию, из поколения в поколение учившую, что быть русским – значит, быть православным. Вспоминая обо всём этом и видя сегодня православных христиан, молящихся в храмах, как тысячу лет назад молились наши предки, становится очевидным наличие особенной защиты нашей – омофора Царицы Небесной, простёртого надо всеми православными христианами, защищающего нас от всяческих бед, если только мы сами достойны своего христианского имени.
|