Комментарий С.С. Простякова, к.ф.н., зав.кафедрой философии СахГУ, к главе "Тональность и тотальность": --------------------------------------------------------------------------------- ----------------------- Конечно, эта статья интересна прежде всего тем, что автор выявляеткорреляцию между изменением музыкальных форм и динамикой социальных процессов. И в этом он совершенно прав. Действительно, музыка не может быть изолирована от общества и культуры. В самой музыке можно увидеть специфическое отражение исторически конкретной социокультурной реальности. Понимая музыку как органический элемент культурной целостности, невозможно не вспомнить Шпенглера и его идею физиогномики культуры. Однако не следует упускать из внимания то обстоятельство, что музыка не только обусловлена в своем содержании и формах конкретным социокультурным контекстом, но имеет и свою внутреннюю логику развития. Я это к тому, что вряд ли справедливо понимать музыку с позиций жесткого социологического детерминизма. У автора статьи, как мне представляется, некоторый намек на такую позицию есть. Так, например, музыка Баха предстает в статье как своего рода выражение ценностных принципов зарождающейся буржуазии, что у меня вызывает определенные сомнения. В целом же, живой интерес вызывает стержневая идея автора, суть которой состоит в понимании глубокой взаимосвязи между драмой тональности в музыке и судьбой западной культуры с ее энтропийным финалом.