Обращение к сахалинцам
Я – коренной сахалинец, и думаю, что имею право сказать то, что скажу. В разных городах и землях я живал, с разными людьми общался. И всегда, мысленно сравнивая жителей других областей со своими земляками, с грустью отмечал коренное безбожие сахалинцев.
Сахалин – это бесплодная безбожная пустыня.
Сахалин – это чёрная бездуховная дыра.
Каторга при Империи, смешение народов при СССР, превращение в иностранный сырьевой придаток при демократах, плюс тяжёлые природные условия – всё это сильно повлияло на особенности сахалинского менталитета. Вот основные из них:
Временщичество. Сахалинцы не прикреплены к земле, не ощущают остров своей тёплой малой родиной, не стремятся жить здесь, нам достаточно кочевнического существования, кое-как устроенного. Мы подражаем «верхам», для которых жизнь тут – возможность сорвать побольше бабла и свалить на Канары. И хотя сваливают-то единицы, все остальные живут так, словно завтра – прямиком в рай или, по меньшей мере, в Анапу. И живут так поколениями в отвратительных железобетонных отсеках.
Отсутствие чувства русскости. Святая Русь, русская культура, русское мировоззрение – для сахалинца всё это лишь миражи. Отсюда – и отсутствие ощущения единства с остальной Россией. Для сахалинца Россия – абстрактное сообщество регионов, «одним из» которых является наша область. Никакого духовного и культурного единения, кроме постсоветской инерции. Конечно, на это сильно повлияло коммунистическое прошлое: уничтожались следы не только японской культуры, но – в большей степени – дореволюционно-русской: например, православные храмы в Александровске и Тоёхаре. В СССР Сахалинская область была образцово-показательным регионом, полностью «очищенным» от религии.
Конечно, на Сахалине живёт множество и не русских – не в этом дело: Россия всегда была многонародной державой. Проблема в том, что у русских сахалинцев нет ни малейшего осознания себя державостроительным народом. Какое там ощущение великой русско-православной миссии? Нет не только любви к русской культуре – нет даже элементарного её знания.
Отсутствие традиционных ценностей. Патриархальная семья с чётким распределением ответственностей мужа, жены и детей; не ограничиваемая рождаемость и многодетность; ощущение мальчишкой себя – будущим кормильцем и защитником, а девчонкой – будущей матерью и женой; домовитость и хозяйственность; богобоязненность; целомудрие и стыдливость; милосердие и сострадание; доблесть и справедливость; почитание старших; любовь к своей Родине, государю, нации и наследию предков... Все эти ценности для современного сахалинца – нечто отжившее, старое, глупое и ненужное. О таких вещах ежели и говорят – только ради хохмы или оригинальности. Эти принципы просто не воспринимаются всерьёз.
Материализм. Лишь пересечёшь Татарский пролив – сразу чувствуется в людях бóльшая духовность, чем в сахалинцах. Что интересует моих земляков? Зарплата, социальный статус, пластиковые окна, машина и аудиосистема в машину, ногти и солярий, продукты из супермаркета. Разумеется, это – основы жизни для всех людей нынешнего окончательно безбожного мира. Только вот сахалинцев больше ничего не интересует. Не только вопросы спасения души – безынтересны даже темы русской культуры, наследия предков, Традиции, духовной жизни. Безынтересно всё, что не касается удовлетворения потребностей, физиологических и эмоциональных! Что такое потребности духовные – никто даже не понимает.
Виртуальность сознания. Нет никаких традиционных образов для воспитания молодёжи, идеалов поведения – для взрослых. У большинства молодых понимание «правильной» семьи основывается не на том, что они видели дома, а на теле- или кинообразах. Да и кто может научить детей традиционному и вечному? Матерящиеся мамы с татуировками на заднице и с папиросой во рту? Папы – развратники и алкоголики с ранней юности? Бабушки в штанах и с фиолетовыми волосами, помешавшиеся на «выведении шлаков из организма»? Дедушки (если таковые сохранились), весь подвиг которых – доползти бы до ларька? Наших детей воспитывают чужие люди! Мы забросим своих чад в детсад – и бежать на работу или к развлечениям. Ведь «ребёнок не должен помешать моей самореализации», «надо ещё и самим пожить».
Вот и получаются семьи-кооперативы, в которых каждый стремится получить выгоду за счёт ближних. Нет ни единства, ни любви – даже толком друг друга-то не знают. Семьи, построенные на ругани, издевательстве, подавлении и расчёте. Чему в них учится ребёнок? Эгоизму, корыстности, лицемерию, зависти. Душевной глухоте и одиночеству. Или вообще дитя драпает из такой семьи – к «корешам», чтобы забыться и отрешиться (любыми способами).
Дикий темп жизни. Все несутся, вылупив глаза. Куда? Да без разницы! Бег уже превратился в наш стиль. Когда ты всё время бежишь, ты ничего не помнишь. А то, что помнишь, не осознаёшь и не обдумываешь. Какой тут тебе «смысл жизни»?! Тут бы денег зашибить, чтобы потом их скорее потратить на «отжиг» или устройство быта и статуса.
Автомобилисты давят людей и бьются сами – скорость, спешка. У нас ведь гигантские расстояния, нужно обязательно лететь!
Например, в Поволжье я видел, как нищета и безделье подталкивают людей к размышлению о Вечном. Там – либо спиться, либо задуматься. У нас можно срубить деньжонок, купить сноуборд или сходить в ночной клуб. Драйв против «депрессняка»! Причём «депрессняком» называются сожаление, раскаяние, размышление и переоценка своего поведения. Кому это надо? Надо секса, жратвы, пойла, удобства и «самовыражения»!
Немецкий философ Хайдеггер писал, что чем бессмысленнее жизнь людей, тем она торопливее. Бежать, чтобы не осязать внутренней пустоты!
В общем, сахалинцы неплохо научились маскировать свою духовную деградацию не только от других, но и от себя.
Всё это создаёт крайне негативный фон для духовной жизни. Не для распространения религий – секты и ереси на Сахалине как на дрожжах растут (одно из первых мест по Дальнему Востоку). Речь идёт о глубинной религиозности, о традиционных православных ценностях. От этого ничего не осталось (даже если и было). Показатели «бытового безбожия» налицо: одно из первых мест в России по числу абортов, чрезвычайно высокая смертность от заболеваний сердечно-сосудистых (стрессы) и онкологических (экологическая обстановка), крайняя недолговечность семьи, «омоложение» населения за счёт смерти стариков и больных (тех, кто не смог приспособиться к темпу «жизни»), шокирующе быстрое заселение острова иммигрантами и – что самое главное – мгновенное их приспособление к нашей реальности.
(Для справки: за 1990-е из области выехало полмиллиона человек, а въехало – 300 тысяч.)
Для нас Сахалинская область – не Дом, не место врастания и укоренения, создания культуры и передачи её потомкам. Для нас наша земля – место для удовлетворения примитивных потребностей. Вся наша бытовая жизнь сориентирована так: поработать – отдохнуть от работы.
В конце 1980-х был открыт первый православный храм в Южно-Сахалинске. За последующие годы выстроен собор с колокольней, открыты храмы по всем городам и весям. Что-то изменилось? Стало ли православие влиять на ценностную шкалу островитян? Влияет ли оно да девушку, идущую на аборт? На юного матерщинника, жрущего пиво? На уголовника, «разводящего по понятиям» слабого? На родителей, рассматривающих ребёнка как часть социального статуса (или как препятствие для оного)? На количество бомжей? На количество шприцов, которыми нашпигованы все кусты в окрестностях города? На количество постоянных клиентов венерологов и наркологов? На количество объявлений на предпоследней странице любой местной газетёнки? На количество смертей в ДТП?
Условия виноваты? Конечно, условия серьёзно влияют, но они не более чем фон. Православные христиане сегодня успешно проповедуют и в дохнущей от голода полупещерной Гане и разжиревших постиндустриальных США. Разумеется, условия важны, но ими мы не оправдаемся на том свете. Что ты Там ответишь на вопросы:
· Почему не думал о смысле своей жизни?
· Почему не любил ближних?
· Почему жил только ради развлечений и удовольствий?
· Почему убивал нерождённого ребёнка?
· Почему заменил детей карьерой или жилищным обустройством?
· Почему девушка не старалась быть заботливой женой, а парень – ответственным и старательным мужем?
· Почему позволил своим ближним уйти в лжехристианскую секту?
· Почему позволил им стать алкоголиками?
· Почему не воспитывал сам своих детей, поручив это посторонним и подозрительным тёткам?
· Почему бóльшую часть жизни провёл не дома?
· Почему основными темами твоих разговоров являлись деньги, разврат, пойло, и выпендрёж?
· Почему девушка знала, как отполировать ногти, но не знала, как сварить борщ?
· Почему парень знал, как оцифровать диск, но не знал, как починить кран?
· Почему ты знал, кто такой Майкл Джексон, но не знал, кто такой Максим Грек?
· Почему цинично смеялся над девственностью, но уважал «сексапильность»?
· Почему жаждал драйва, но не понимал, зачем нужны молитва и пост?
Эти вопросы – индикаторы глубочайшей духовной дегенерации сахалинцев. А дегенератов вытесняют более здоровые – это раз. Духовный дегенерат считает, что глупы и непрактичны все разговоры о Боге, Церкви, духовной жизни – это два.
Вот-вот уже нас вытеснят иноземцы, исповедующие зверскую и лживую религию, но строго живущие по её канонам (например, непьющие), а потому – здоровые и успешные.
Когда-то Господь наш Исус Христос очень жёстко ответил иудеям, мнившим себя избранным народом, но совершенно позабывшим, что это – веровать и любить. Спаситель сказал им: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст!». Через несколько лет после Его Крестной Смерти Иерусалим был стёрт римлянами с лица земли...
Мы живём здесь и сейчас неслучайно. Назначение каждого – отыскать и пройти путь в Царство Небесное. Каждому даётся возможность уверовать, возродиться, принять Христа как своего личного Спасителя, принять Его Церковь как Его Тело, оставленное Им для нас на земле.
Но мы сами создали менталитет, подавляющий все запросы души. Человек – существо социальное. Дух общества так давит, что вырваться из-под него почти невозможно. Но нужно! И с Божьей помощью – можно! Св. Апостол Иоанн Богослов пишет:
«Не любите мира, ни того, что в мире. Если кто любит мир, в том нет любви Отца, потому что всё, что в мире: похоть плоти и похоть очей, и гордость житейская – не от Отца, но от мира. И мир проходит, и похоть его; но творящий волю Божию пребывает вовек» (I Посл. Иоанна, 2: 15-17).
Да, сахалинцам почти невозможно прорвать круг сатанинской повседневности. Красная сволочь и демократическая мразь изрядно потрудились, чтобы сделать нас таковыми. Все православные традиции поруганы, уничтожены. И самое главное – воцарены образы сытости, бытового безбожия и неверия, деньголюбия, разврата, чревоугодия, праздности, тщеславия и самовлюблённости. Уничтожена сама возможность желания Царства Небесного, некой иной жизни – набожной, церковной, благочестивой, неспешной, упорядоченной и постоянной. Жизни, построенной для служения Богу и людям. Жизни, которая здесь и сейчас будет отображать Царство Небесное.
Полным идиотом будет выглядеть тот, вдруг захочет быть другим, по-настоящему православным – внутренне (мировоззрением) и внешне (своим обликом и образом своей жизни).
Но чем труднее будет вырваться, тем выше награда. Одно дело – спасать душу в традиционно православной стране. Другое – строить свою Святую Русь на этом гнусном и поруганном пепелище, среди рэпперов и иеговистов, среди гламурных проституток и юных пивососов, среди лесбиянок и уголовников, среди местных телезомби и понаехавшей азиатской нечисти.
Тем выше воздаяние. Да поможет Господь тому, кто решится!
И пусть ржёт дебил! Ему, несчастному, ничего другого не остаётся. Мы – православные – идём в Царство Небесное. Мы – православные – хотим устроить тутошнюю жизнь по-божески.
Мы – сахалинцы – должны устроить тутошнюю жизнь по-божески. Иначе не будет у нас ни Жизни, ни Сахалина.
Южно-Сахалинск, 9.10.2009
|