Понедельник
29.04.2024
09:24
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кирилл Михайлович Товбин

    Главная » 2012 » Май » 27 » Сегодня память I Вселенского собора
    Сегодня память I Вселенского собора
    14:36

    Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Исус Христос оставил Церкви великое обетование: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее". В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

    С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, отвергая Божественное достоинство Исуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею (территория сов. Турции) в 325 году собрались 318 епископов – представителей христианских Церквей из разных стран.

    Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви - святитель Никола, архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, и другие, почитаемые Церковью святые отцы. Святитель Никола Мирликийский известен своей нетерпимостью к ариевой ереси – не стерпев богохульств, он ударил Ария по лицу, за что сразу же был запрещён в священнослужении. Однако ночью во сне многие архиереи, заседавшие на Соборе, получили повеление снять запрещение с великого святителя.

    Святитель Спиридон Тримифунтский, споря с арианами по поводу Единосущной Троицы, того, что Господь един, имея при этом три самостоятельных проявления Бога (так называемые ипостаси), явил знамение: он стиснул в руке кирпич, из него кверху взметнулось пламя, вниз истекла вода, а в руке осталась глина. Всё же вместе это являло кирпич, но по отдельности – только компоненты, хотя и самостоятельно существующие в материальном мире. До сих пор св. Спиридон изображается на иконах с воспламенившимся кирпичом в руке.

    На Первый Вселенский собор Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским, названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Именно Афанасий Александрийский считается первым из ряда так называемых «святых Отцов» - великих учителей, нашедших лучшие формулировки для изложения Христианского Вероучения. Св. Афанасий Великий также известен тем, что составил первый кодекс Священного Писания Нового Завета.

    Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи на открытии Собора он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".

    Арий, имея своими сторонниками некоторых епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Император Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", то есть имеющий единую сущность с Отцом. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы – Господа Исуса Христа. Ересь Ария была обличена и отвергнута, однако в наши дни она возродилась в виде учения «Свидетей Иеговы». Значение ариевой ереси в том, что, поскольку Христос не был Богочеловеком, между нами и Господом до сих пор остаётся непреодолимая стена, и каждый обречён жить в земной юдоли, не надеясь на Божественную благодать и не ощущая её. По православному же учению, Господь Дух Святой даёт жизнеутверждающую и упорядочивающую энергию всем элементам мироздания – в том числе и нам, грешным человекам; Он не оставляет никого, каждого ведёт к Себе. После Крестной Смерти и Воскресения Христова между нами и Богом нет никаких преград, кроме той, которую выстраиваем мы сами, своими грехами и неверием. И спасение заключается в том, что постоянная воля Божья, направленная к нам, встречается с нашей переменчивой свободной волей, окончательно направленной к Богу.

    Итак, на Первом вселенском соборе были установлены основные христианские дόгматы – неопровержимые вероучительные установки, оформленные в первой части читаемого каждый день нами Символа веры (до слов о Духе Святом – это решения Второго Вселенского собора).

    Во-первых, это учение о Богочеловечестве Господа нашего Исуса Христа: Он есть в равной мере Бог и человек. Он есть Сын Божий, второе лицо Святой Троицы. Он воплотился, чтобы Своей Смертью уничтожить границу между нашим миром и Богом, чтобы даровать каждому верующему христианину возможность вечной жизни в Царстве Небесном. Во время Своего Вознесения, празднуемого ныне, Он устранился от нашего мира только телом, но Духом постоянно пребывает в Своём новом Теле – Церкви, рождение Которой мы будем отмечать в день Пятидесятницы. И именно в церковных Таинствах (особенно в Евхаристии) мы приобщаемся Божественной благодати, постепенно изымающей нас из мира греха и возносящей к Отцу.

    Во-вторых, Первый Вселенский собор установил дату празднования Пасхи – в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Сегодня весь католический и протестантский мир изменил этому правилу, и только православные христиане встречают праздник Пасхи в соответствии с древними канонами.

    В-третьих, на Соборе были приняты дисциплинарные правила, регулирующие духовную и церковную жизнь: недавно крещённый не может быть вскоре поставлен в священные степени. Также были указаны грехи, духовные последствия которых столь тяжелы, что не позволяют таковому христианину быть рукоположенным в священный сан. Была подчёркнута необходимость оглашения – длительной подготовки к Святому Крещению, во время которой будущий христианин должен был не только изучать христианское вероучение и частично молиться вместе с верными, но и исправлять свою жизнь в соответствии с христианской моралью. Также Собор запретил коленопреклонные молитвы Господу в период от Пасхи до Пятидесятницы в знак того, что в эти дни радость преобладает над печалью.

    Впоследствии, до VIII века состоялось ещё шесть Вселенских соборов, определивших все границы Православного Христианства. Именно знание и исполнение древних канонов, оградивших Апостольскую Традицию от еретических нововведений, и даёт нам право именоваться православными христианами.

     

    Просмотров: 634 | Добавил: Товбин | Рейтинг: 0.0/0 |