Четверг
02.05.2024
17:25
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Кирилл Михайлович Товбин

    Главная » 2012 » Июнь » 16 » День всех святых Земли Русской
    День всех святых Земли Русской
    21:23

    Предки наши называли Русь Святой. И дело тут не в самомнении, а в огромном количестве великих святых, которыми просияла наша Родина. Русские подвижники, благоверные князья, страстотерпцы оставили нам проторенную дорогу святости, к которой мы должны присматриваться для того, чтобы привести свою жизнь в современной России к нормам христианского благочестия.

     

    Равноапостольные великая княгиня Ольга и великий князь Владимир были почитаемы не только за то, что принесли христианство на Русь, но и за последовательность их христианских натур. Для княгини Ольги и её внука христианство было не идеологией, а образом жизни. В «Повести временных лет» описано, насколько принятие Святого Крещения изменило князя Владимира. От отрёкся от языческого образа жизни и старался каждый поступок согласовывать с волей Божьей. В его лице мы имеем не только молитвенника, собирателя земли русской, но и пример духовной сосредоточенности, последовательности и умения сочетать, казалось бы, несочетаемые вещи – христианское благочестие и власть.

     

    Первыми прославленными русскими святыми были благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб – последние дети св. благоверного князя Владимира, рождённые им в христианском браке. После смерти Владимира его старший сын Святополк, прозванный впоследствии Окаянным, задумал не просто перебить своих братьев, но и уничтожить саму основу молодой русской государственности – Веру Христову. В качестве символа он решил умертвить своих младших братьев Бориса и Глеба. Молодые князья, узнав об этом, отказались сопротивляться неминуемой смерти, чтобы не давать примера братоубийству со стороны братьев-христиан. Смиренно вверили они свои жизни убийце. Святые Борис и Глеб были не просто мучениками, а страстотерпцами – они претерпели мучения от близкого человека, чтобы не допустить распри в родном доме. Случились эти события в ХI веке. «Житие Бориса и Глеба» является древнейшим дошедшим до нас памятником русской литературы, из которого наши предки тысячу лет черпали пример христианской любви, смелости и горения за веру.

    За подобный мученический подвиг – отдать «живот свой за друзи своя» - был прославлен св. благоверный великий князь Михайло Тверской. В XIV веке перед Тверским княжеством стоял выбор – подвергнуться опустошительному нашествию ордынцев (в наказание за убийство в Твери ханского сборщика дани) или принять князю смерть за всю свою страну. Св. Михайло Тверской выбрал второе. Он сам приехал в Орду на смерть, где претерпел издевательства и мученическую кончину. Чудеса от его мощей стали исходить сразу же после смерти страстотерпца. В древности св. благоверный великий князь Михайло Тверской был одним из самых почитаемых святых. Ему с его супругой преподобной Анной Кашинской традиционно молились о семейном благополучии и твёрдости в исповедании веры.

    Семейной крепости, основанной на осознании семьи как малой Церкви, в которой осуществляется спасение мирян, наши предки учились также у св. благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских (XIII век). Древняя «Повесть о Петре и Февронии» была одной из важнейших книг для семейного чтения. Пётр и Феврония стали символами христианской любви, осуществлённой в семье. Большое количество русских праведников, стяжавших святость не в монастыре, а в семейной жизни, является доказательством того, что семья – не послабление плоти, а возможность для спасения, данная нам Господом.

    Из благоверных князей был почитаем также Александр Невский (XIII век), сумевший отстоять относительную независимость Руси в рамках монгольской империи. Св. Александр отразил католический крестовый поход с запада, не позволил кочевникам востока поработить русское население, скрепил раздираемое феодальным распрями государство, превратил затерянный в северных снегах островок Православия в твердыню христианской веры, в Третий Рим.

     

    Преподобные отцы, просиявшие на нашей земле, прославлены далеко за пределами Руси. Святые иноки не только стяжали Царство Небесное, не только молились и продолжают молиться на нас перед Господом. Они оставили после себя множество учеников, монастырей, школ. Они просвещали целые народы светом Веры Христовой, прекращали междоусобицы, вдохновляли русичей не только на духовную брань, но и на войну с иноземными захватчиками. Они создавали учения благочестия, следуя которым, их ученики сами становились великими светильниками. Можно без преувеличения сказать, что русская православная цивилизация построена преимущественно усилиями монахов. Несколько слов о самых ярких из них. Препп. Антоний и Феодосий Киево-Печёрские (XI век) – основатели русского монашества. Почти половина всех средневековых русских святых – это многочисленные ученики Антония и Феодосия, киево-печёрские святые (напр., преп. Илья Муромец, преп. Нестор Летописец – автор «Повести временных лет»). Препп. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский (XV век), создали особые направления православной духовности, повлиявшие не только на иноческое делание, но и на русский менталитет в целом. Препп. Савватий, Герман и Зосима Соловецкие (XV век), не только создали на безлюдном и суровом Севере настоящий бастион христианства, но и научили русского хозяина видеть в физическом труде духовное делание.

    И, конечно, величайшей фигурой древнерусской святости является преподобный Сергий Радонежский (XIV век). Помимо личной святости, он создал новый монашеский уклад, при котором монастырь стал полем битвы с врагом рода человеческого. Преподобный Сергий был столь велик в своём примере и учении, что его последователи также были почитаемы не просто как святые, но как святые великие. К ним относятся Никон Радонежский, Епифаний Премудрый, Роман Киржачский, Стефан Храп (просветитель пермяков, создавший для них собственный язык), Кирилл Белозерский, Савва Сторожевский, Андрей Рублёв (которого, по преданию, сам Сергий научил, как изобразить неизобразимое – Святую Троицу). Только в конце XIX века на небосклоне русской святости появилась звезда, достойная Сергия – великий святой, воскресивший не только древнерусскую, но и древнеправославную аскетику и обучавший ей не только иноков, но и мирян. Святой, само имя которого, наряду с именем преподобного Сергия, является ориентиром благочестия – преподобный Серафим Саровский.

     

    Из святителей, украшавших Церковь Христову проповедью, личным примером и заботой о пастве, на Руси особо почитался Алексий, митрополит Киевский и Московский (XIV век) – наставник преподобного Сергия, духовный отец Дмитрия Донского, вдохновивший его на Куликовскую битву. Именно святитель Алексий добился в Константинополе самостоятельности для Русской Церкви, а в Орде – церковной неприкосновенности со стороны татар. Не сохранилось со времён монгольского периода теремов, крепостей, дворцов – но сохранились храмы, монастыри и монастырские библиотеки, сберегшие на протяжении ордынского владычества основы русской национальной идеи, овеществлённой в книгах, иконах и архитектуре.

    Из святителей особо почитаем был Макарий, митрополит Московский (XVI век), автор традиционного русского семейного чтения «Четьи-Минеи». Под руководством Макария состоялся самый значимый Собор в истории Русской Церкви – Стоглавый. Установление сегодняшнего праздника – Дня всех русских святых – также заслуга святителя Макария.

    Особо почитаем был святитель Филипп (Колычёв), митрополит Московский (XVI век), обличитель злодейств Ивана Грозного, знаменитый на всю Россию чудотворец.

    Святитель Гермоген, второй Патриарх Московский (ум. 1612), был истинным героем Смутного времени, духовным организатором народного ополчения, которое впоследствии возглавили Минин и Пожарский. Из польских застенков, умирающий от голода и пыток, патриарх Гермоген писал на Русь воззвания, укреплявшие дух русичей, восставших против иноземцев.

    Подвиг святителя Гермогена частично был повторён только в ХХ веке святейшим патриархом Тихоном, не позволившим большевикам осуществить план по уничтожению Церкви и превращению России в атеистическую коммуну.

     

    Блаженные были особо чтимы на Руси. Они пробуждали христианское сознание, учили живой и ответственной вере во Христа, не позволяли суевериям и обмирщению возобладать над принципами христианского благочестия. По свидетельствам путешественников, на Руси в древности было особо много юродивых, странников, блаженных Христа ради. Они проповедовали и словами, и внешним видом, и определёнными символами, проникающими глубже логического разумения. Из блаженных древности особо известными были Василий Блаженный (обличитель Грозного царя, на всю Россию известный великий чудотворец), Михаил Клопский (XV век). В XVIII веке в лике блаженных особо прославилась св. Ксения Петербургская, к могиле которой сегодня не иссякает поток паломников.

     

    Были на Руси и иноземцы-православные, приехавшие на Русь, спасаясь от западного обмирщения, и здесь просиявшие святостью. Таков преп. Антоний Римлянин (XII век), Новгородский чудотворец, сказания о чудесах которого разошлись далеко за пределы Новгородчины. Особо примечателен преп. Максим Грек (XVI век) – великий богослов, борец с католичеством и обмирщением, переводчик богослужебных книг.

     

    Мучеников на Руси в древности было немного, поскольку Русь стала христианской быстро, и тех, кто мог бы принуждать к отречению от Христа на русской земле, было мало. Однако ХХ век дал огромное количество примеров мученичества и исповедничества ради Христа, по силе и яркости своей не уступавших раннехристианскому мученичеству. Это новомученики – те, кто не примирился с большевистской безбожнической деятельностью, с их притязаниями на власть, российскую и всемирную. Массовые расстрелы, изуверские пытки, концлагеря, коммунистическая идеология и социалистический образ жизни – суть орудия, которыми большевики методично искореняли основу русского мировоззрения – Православие. Наиболее яркими примерами были Соловецкий лагерь особого назначения, переоборудованный из Соловецкого монастыря в особо жестокую тюрьму для духовенства и верующих мирян. Примером является Бутовский полигон в Москве, почва которого пропитана кровью 20 тысяч христиан, от митрополитов до простых мирян. Из новомучеников самым ярким примером является сам государь Николай Второй и его семья, принявшие мученическую кончину, которой они могли избежать. Но не избежали, предпочтя умереть за свою страну вместе с миллионами известных и неизвестных жертв красных палачей. К новомученикам и исповедникам Российским относятся патриарх Тихон; Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский; Владимир, митрополит Киевский; Кирилл, митрополит Казанский; великая княгиня Елисавета Фёдоровна.

    Новомученичество ознаменовало переход к современной России, в которой для христианства нет места. Примеры новомучеников должны учить нас бескомпромиссности в вопросах веры и верности Христу и Церкви даже до смерти. Однако приобщение к Христианской Традиции для нас может осуществиться через подражание жизненным примерам тех, кто эту Традицию строил кирпич за кирпичом, век за веком – древнерусских святителей, преподобных отцов, страстотерпцев, благоверных правителей. Они, наши духовные родичи и родичи по крови, предстоящие за нас перед Престолом Господним, есть наша связь с тем, ради чего была собрана Земля Русская – с Верой Христовой.

    Просмотров: 496 | Добавил: Товбин | Рейтинг: 0.0/0 |